Регистрация

Jump to content

All Activity

This stream auto-updates

  1. Earlier
  2. В рамках игровой темы еще одно соображение. Все сталкиваются с необходимостью выбора, принятия решения. Масштаб возникающих задач – разный, и сложность – разная, и последствия – тоже. В каких-то случаях сделать конкретный выбор помогают привычка или традиция. Или родители и друзья, книжки или Интернет. Но есть события, которые глубоко затрагивают сущность вашей жизни и последствия выбора необратимо изменяют способность жить в прежнем статусе. Несколько таких дилемм уже давно кодифицированы как дихотомии, т.е. выбор означает полное и необратимое принятие одного решения из двух возможных, одной позиции и навсегда. Но навсегда ли? Конечно, и жизнь, и литература дают нам прекрасные примеры честности, верности, несгибаемой воли и бесстрашия. Но это, увы, исключения, в усредненном случае все иначе. Общество и психика отдельного человека постоянно изменяются. Как правило, человек со временем приспосабливается к обстоятельствам и сливается с общим фоном. А бесстрашие, честность и верность остаются как воспитательные пособия для нового поколения, которое старшее поколение использует в учебном процессе. Зачем? Наверное, наличие принципов есть необходимая часть самоуважения человека и устойчивости его психики. Такая консервативность – это как легкая душевная материя, из которой следующее поколение скроит себе новый костюм. Но самостоятельно ли, или закройщик уже есть? В новой одежде следующее поколение активно дожевывает культурные и исторические ценности, но является ли оно объектом или субъектом этих перемен? Можно говорить о гармонии и диалектическом единстве сил, вызывающих перемены. Однако есть в этой «гармонии» изменений некоторые особенности. В подавляющем числе случаев после рождения человек попадает в доброжелательную среду, в общество, которое на протяжении многих лет заботится о его здоровье, образовании, воспитании, социальной и культурной адаптации. Именно в этот период закладываются основные знания, моральные ценности, принципы, иллюзии и мифы. Это та почва, на которой появляется и растет чувство собственного достоинства и чести. Это время, когда растет кошелек (деньги, власть) и очень хорошо, если процессы находятся в единстве с жизнью. Но у нового поколения тоже жизнь не без проблем. И они имеют формы традиционных дилемм – «дихотомий». Пример: Жизнь или кошелек Надеюсь, Вам не приходилось стоять перед выбором «жизнь или кошелек», а если и приходилось, например, в темном переулке, больнице или банке… То, что вы имеете возможность читать эти строки, вы сделали правильный выбор. Для современного общества бесспорная истина: жизнь человека бесценна. Как очень заковыристо сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Умирают только за то, ради чего стоит жить». Однако история знает немало примеров и обратного выбора. Люди отдают свою жизнь за деньги. Например, чтобы спасти здоровье, честь, свободу другого человека. Это бывает, но довольно редко. Гораздо чаще свою жизнь за кошелек отдают пройдохи, бандиты и наемники всех мастей. Еще чаще, хотя с иной мотивацией, за кошелек свою бесценную жизнь отдают идеалисты, патриоты, фанатики, сторонники новых идей и ретрограды, глупые и умные и многие другие достойные граждане. Почти все. Разумеется, эти люди отдают свою жизнь не за свой кошелек – за чужой. Как это происходит – несколько ниже. Честь или кошелек Когда мы ниже употребляем слово «честь», мы на самом деле подразумеваем сложную композицию «истины, идеи, свободы, гордости, достоинства и т.п.». Но для точности изложения данного текста это не существенно. Итак «честь или кошелек». Если в предыдущей дилемме выбор «жизнь» несло какой-то абсолютный смысл, то в этой паре оба положения исторически ограничены и непрерывно изменяются. Было время, когда понятие чести было известно только избранной части общества, а деньги еще не знали банков и кредита. Это любопытная тема для рассуждений, но и так очевидно, что честь, не обремененная имуществом, стоила очень мало, и надо было быть истинным философом или проповедником, чтобы сохранять достоинство. Понятие чести эволюционировало и развивалось вместе с именами Иисуса Христа, Жанны д’Арк, Лютера или Джордано Бруно. Наверное, поэтому практически все носители чести в далекие времена оставили след в истории цивилизации. Дальнейшее экономическое развитие, рост общественного богатства значительно расширил круг носителей «чести». Более того, в наше время это понятие стало общественной ценностью. Даже публичной ценностью, – и, как должно быть, и бывает, возник новый товар и новый рынок. И везде стало принято говорить о цене. Цене чести, убеждений, обещаний, справедливости и свободы. Так возник главный регулятор нравственных отношений. Регулятор, который гармонизирует число тех, у кого много чести и мало денег, и тех, у кого много денег и мало чести. Заметим к этому, что наличие у тебя в кошельке лишних денег не делает тебе чести – это не твоя заслуга, а недоработка государства или твоего хозяина. Жизнь или честь И последнее. С этой дихотомией все острее. Здесь уже взведен курок и, кажется, нет компромисса. От романтика Шиллера: «Честь дороже жизни», – и ура-патриотов: «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» – далеко отойти уже нельзя. Однако и здесь время смягчило нравы, и даже представители такой категории, как поэты, все чаще погибают от несварения желудка, а не от пули или шпаги. А для интеллигентов вообще хорошим тоном стало объяснение такого поступка, как жертва жизни ради чести, исключительно психологическими особенностями и проблемами конкретного организма. Как пошутил Томас Карлейль: «Если бы Иисус Христос явился сегодня, никто бы не стал его распинать. Его бы пригласили к обеду, выслушали и от души посмеялись». Вот вкратце текущее состояние важнейших исторических вопросов. Хотя это такой дурацкий выбор: «Жизнь или кошелек» или «Честь или жизнь», – кому интересно одно без другого? Особенно если принять во внимание, что в этой триаде на вершине царствует «кошелек». Как же так получается? Как он вознесся так высоко? Помните диалог двух героев анекдота из «12 стульев» Ильфа и Петрова: – Вам не нравятся кошки? – Нет! – Ооо, да вы просто не умеете их готовить! Так что вы выбрали? Честь, кошелек или жизнь?
  3. В мире много перемен, иногда явно видно, что есть причина. Не всегда эта причина очевидна. Но я обратил внимание и удивился, что мои современники слова «люблю» и «ненавижу» стали употреблять заметно чаще, а то и повсеместно, и, видимо, таким образом наиболее полно передают свое отношение к миру. И тут впору задуматься о том, почему употребление этой навечно связанной пары «люблю – ненавижу» стало доминировать. Почему все больше людей оценивают явления нашего мира по этому критерию и все меньше – по принципу «полезно – вредно» или «выгодно-невыгодно».. Такая смена в оценках внешне малозаметна, но очень важна. Ведь «люблю – не люблю» радикально черно-белого цвета. Ничего не надо обсуждать – только искать единомышленников. Ни себе, ни другим доказывать ничего не надо, я уже сделал(а) выбор.… Более того, если ваш выбор иной, вы – мой враг. «Люблю – не люблю» как принцип позволяет сегодня любить, а завтра ненавидеть. Для кого-то в этом искренность, честность, открытость. Если хотите, даже принципиальность. Рационалисты – они ведь ищут пользу, даже выгоду. А мы правду-матку режем…. Другой мир рождается из обычных, «меркантильно-рациональных подходов». Если оценивать явления вокруг как «вредные и полезные», то это уже не обрыв, а дорога. И есть много остановок в пути: «мы хотим сделать мир лучше, но пока не получилось», «он негодяй – но это наш негодяй», «с паршивой овцы – хоть шерсти клок», «любовь зла – полюбишь и козла». Поэтому мне симпатичные немного скучные и медлительные рационалисты. У них на публике не кипят страсти, но есть надежность и постоянство. Они не бросят тебя при первой же ошибке или оговорке. Они помогают слабым и ценят прошлое, они нескоро закипают, но и остывают медленно… Из этого вывод: власть и еда должны быть полезны, а любить надо людей без всякого «ненавижу».
  4. Хранить верность – это достоинство, познать верность – это честь. Мария фон Эбнер-Эшенбах Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину. Жозеф Жубер Игра позволяет задуматься о природе человеческой личности и силах, которые ее формируют. При этом нельзя обойти общепринятые аксиомы общественной морали. Некоторые из них уже давно имеют ритуальный смысл, и даже их обсуждение – удел избранных специалистов. Несомненно, к их числу следует отнести то, что связывает сегодняшнее бытие и будущее, скрепляет во времени не только личность, но и общество. Я говорю о верности. Верность идее, обществу, профессии, привычке или любимому человеку – ясные и очевидные нравственные понятия. Верность подразумевает неизменность (ограничение) свободы воли человека в будущее время. Верность – одно из самых благородных и высоко ценимых человеческих качеств. В Библии сказано: «Будь верен, даже если придется умереть, и Я дарую тебе венец жизни» (Отк.2:10). Считается, что уличенный в неверности человек многое теряет в общественном и личном плане. Наверное, поэтому одно из любимых политических деяний – разоблачения. Вот господин такой-то три года назад говорил эдак, а сегодня прямо противоположное, был сторонником партии «варить яйца вкрутую», а теперь убеждает, что партия «всмятку» чище и лучше! Или еще проще: надергать примеров неверности в личной жизни человека (любил – забыл – обещал – бросил и т.п.). Не лучше обстоит дело и с документально оформленной верностью, включая подписи кровью и ратификацию парламентами. Во всех бесчисленных случаях обманов, клятвопреступлений и предательств есть один общий корень – выгода (если, конечно, не замыкать ее в ячейке материальных интересов). Больше это напоминает гамбит, т.е. жертву шахматной фигуры для улучшения положения на доске. Так и в жизни - когда одни привязанности, отношения, уважение и привычки оставляют в прошлом в надежде, что новые, более интересные все окупят в будущем. И, наверное, не имеет решающего значения, был ли это коварный, преднамеренный обман, минутная глупость или бегство от душевных терзаний. Надо заметить, что неверность, (в зависимости от нравственного состояния общества?), часто переименовывает себя в свободу воли. Хотя причиной такой перекраски и выступает (опять!) всепроникающая выгода, такая «стеснительная» неверность часто выступает пропагандистом абсолютной свободы. Но главное, кажется, в том, что в мозгах человека эти понятия (верность и свобода) не являются антиподами и не ведут, как сейчас любят говорить, к «когнитивному диссонансу». Причина этого явления, по крайней мере, частично, в другом модном явлении – глобализации мозгов. Глобализация и стандартизация мировых процессов производства и потребления упростила жизнь современного человека, свела все индивидуальные жизненные процессы к нескольким общепринятым (довольно примитивным). И ленивый от природы мозг человека охотно приспособился к выполнению простых операций, максимально облегчая свое существование. Да и сам человек стал элементарен, или, как назвал его социолог Герберт Маркузе, одномерен. По существу, цивилизация создала нового, «глобального» человека как одномерное существо, главным принципом которого стало продолжаться, избегая усилий и напряжений. Приспосабливаясь к глобализации жизни, психологически человек перестает ощущать себя суверенной личностью, а подчиняясь обстоятельствам, не только делится личной информацией, но по причине уродливо гипертрофированного честолюбия – и самыми интимными тайнами. Все это позволяет сделать из человека функцию в руках других людей, и его свобода воли растворяется в «бессознательном», то есть в поступках, которые он не осознает, как потерю чести или уважения. А уж внутренних противоречий между верностью и свободой совсем не испытывает. Важнее противоречие между тобой и вещами, которые тебя окружили, что вполне соответствует жесткой оценке современного общества социологом Эрихом Фроммом: «Человек стал товаром на продажу, вещью, вещь же не может ощущать и осознавать себя». Чтобы как-то сгладить впечатление от безусловной победы выгоды в поединке с верностью и свободой, приведу еще одну цитату того же Фромма: «Экономические силы анонимны, и их анонимность дает им преимущество перед открытым давлением государства... О политических силах говорят – они. Об экономике говорят – это. Законы экономики, законы рынка растворены в самой ткани общества, они органическая часть общественного сознания. Их невозможно точно обозначить, а значит и обвинять. Можно ли защищаться от невидимого? Кто может восстать против “этого”? И что это было? Бумага или камень?
  5. Тест публичного сообщения

  6. Тестовая тема
  7. Welcome to Pages! Pages extends your site with custom content management designed especially for communities. Create brand new sections of your community using features like blocks, databases and articles, pulling in data from other areas of your community. Create custom pages in your community using our drag'n'drop, WYSIWYG editor. Build blocks that pull in all kinds of data from throughout your community to create dynamic pages, or use one of the ready-made widgets we include with the Invision Community. View our Pages documentation
  1. Load more activity
×
×
  • Create New...